Лежит св╒тла, необозрима...
эта молодежь шутила над тяготами жизни и искренно в╒рила, что все это только "временное".
Глупое молодое сердце!.. Ему так хочется в╒рить!..
- "Сов╒тская пропов╒дь"
В канцеляр╕и Отд╒ла Всеобщаго Военнаго Обучен╕я, который скоро взял спортсменов и скаутов под свое покровительство, мн╒ как-то дали бумажку. На ней стояло:
Севастопольский Райком Российского Коммунистического Союза Молодежи.
21 мая 1921 г.
No..................
Начальнику Всевобуч
Для проведения полит-работы среди беспартийной молодежи назначается член Райкома тов. Кротов. Примите меры к обеспечению успешности проведения полит-работы. Секретарь Райкома (подпись).
Красным чернилом по д╕агонали рукой Начальника Всевобуча было написано: "Тов. Солоневичу. К неуклонному исполнен╕ю".
На первом же сбор╒ молодежи на площадк╒ двора нашего спортклуба появился первый политрук -- высок╕й, худой юноша с небритым лицом и усталыми глазами.
-- Кто из вас Солоневич?
Я подошел к нему.
-- Я назначен к вам политруком из Комсомола, -- сказал он небрежно. -- Соберите-ка мн╒ ваших ребят.
-- Сейчас у нас как раз занят╕я; закончим минут через 40. Не хотите ли пока ознакомиться с нашей работой?
-- Н╒т у меня время ждать и знакомиться. Соберите их сейчас! -- р╒зко отв╒тил комсомолец. 59
Я удивленно посмотр╒л на него и пожал плечами:
-- Ладно.
Через н╒сколько минут вс╒ скауты кружком сид╒ли на трав╒ и ждали первой политической бес╒ды. Политрук провел рукой по своим длинным волосам, откашлялся, сплюнул и напряженным тоном, словно на митинг╒ с трибуны, начал:
-- Товарищи! Райком нашего краснознаменнаго Комсомола прислал меня к вам, чтобы руководить вашим полит-воспитан╕ем. Вс╒ вы должны знать, что гражданская война поб╒доносно закончена нашей непоб╒димой пролетарской Красной Арм╕ей и остатки подлой б╒логвардейщины, отребья проклятаго офицерства, сброшены в море. Теперь наша сов╒тская страна начинает мирное строительство, но борьба с недобитыми остатками б╒лых гадов еще далеко не закончена. Хотя мы и свалили власть банкиров, буржуев, пом╒щиков и вообще всяких иксплуататоров, но все же по прежнему окружены подлыми врагами со вс╒х сторон. Иностранная буржуаз╕я, которая разъяренная т╒м, что в Росс╕и трудящ╕е взяли власть в свои трудовыя мозолистыя пролетарск╕я руки, продолжает яростно скалить свои гнилые зубы и грозить нам всякими там интервенц╕ями, войнами, одним словом, блокадой, шп╕онами и другими подлыми д╒йств╕ями. Опять же и внутри страны всяк╕е старые прихвос<т>ни буржуаз╕и не оставили мечты о возвращен╕и проклятаго стараго прижима и хочут незам╒тно всадить нож в спину пролетарской революц╕и. Так, вот, значит што. Борьба, значит, с этим подлым враждебным классом продолжается, но опять же пролетар╕ат создал для этой борьбы грозное оруж╕е -- ВЧК -- карающ╕й меч поб╒доноснаго пролетар╕ату. Врагам сов╒тской власти, значится, н╒т и не может быть пощады. Вс╒, кто, значит, м╒шает поб╒д╒ м╕ровой революц╕и во всем, значит, м╕р╒, так сказать, поб╒д╒ коммунизма, так вс╒ этыя сволочи будут безжалостно сметены с лица пролетарской земли... Вам, которые молодое покол╒н╕е, наша молодая, значит, см╒на, предназначено строить величественное здан╕е коммунизма. Комсомол, значит, призывает вас в свои ряды для безпощадной борьбы с врагами пролетар╕ату. Кто бы ни 60 был энтот враг, хотя бы самый близк╕й и родной, -- ваша задача -- выявить его, донести и сод╒йствовать полному его изничтожен╕ю. Помните, как сказал наш Ильич, величайш╕й вождь вс╒х времен и вс╒х народов: "Д╒ти должны присутствовать на казни врагов пролетар╕ату и радоваться их уничтожен╕ю". Потому и от вас, будущих коммунистов, Комсомол ждет активной помощи в борьб╒ с подлыми классовыми врагами.
Тут наш политрук выпрямился и с еще большим пафосом закончил:
-- Да здравствует м╕ровая революц╕я! Да здравствует поб╒да пролетар╕ата всего м╕ра! Да здравствует наш славный Комсомол!
Возгласы "орателя", которые на собран╕и комсомольцев были бы по штату встр╒чены бурными апплодисментами, остались без отв╒та. Наша молодежь, удивленная тоном его р╒чи и восклицан╕ями и не понявшая, какое собственно отношен╕е она должна им╒ть к "проклятой буржуаз╕и" и к "героической ЧК", -- молчала. Чтобы сгладить эту неловкость, я спросил политрука:
-- Может быть, кто-нибудь захочет задать вам вопрос. Вы разр╒шите, тов. политрук?
-- Пусть задают, -- мрачно буркнул комсомолец, вытирая вспот╒вш╕й лоб.
-- Ребята, может быть, кто-нибудь им╒ет вопросы к докладчику?
Я, по сов╒сти говоря, над╒ялся, что ребята предпочтут не спрашивать ни о чем, но из кучки сидящих сразу же раздался звучный голос боцмана Боба.
-- А почему это хл╒ба не хватает? То -- все было, а как сов╒тская власть пришла, так все и пропало?
Лицо комсомольца недовольно сморщилось.
-- Это потому, -- неохотно отв╒тил он, -- что посл╒ конца гражданской войны народное хозяйство еще не усп╒ло наладиться. Опять же проклятые б╒лые все поразграбили, да посожгли. Но теперь без банкиров, пом╒щиков, попов, да царей скоро все наладится еще лучше прежняго. Это только временныя трудности...
-- А гд╒ сейчас царь? -- несм╒ло спросил чей-то голос. 61
Наш политрук грозно и торжествующе нахмурился.
-- Царя мы разм╒няли, -- важно сказал он. -- Довольно попил он нашей кровушки. Довольно ему сид╒ть на ше╒ рабочих, да крестьян, да пировать за наш счет... И всю семью евонную, -- злобно улыбаясь, добавил он, -- тоже к чертовой бабушк╒ послали. Словом, весь царск╕й корень извели. Теперь уж не вернутся...
Я с тревогой взглянул на взволнованныя лица слушателей. Ясно было видно, что тон комсомольца возмутил вс╒х. Но, подумал я, если кто-нибудь из ребят проявит это свое возмущен╕е вслух -- пропали мы. Скажут -- среди молодежи ведется антисов╒тская агитац╕я, там разсадник контр-революц╕и...
Вспышка пришла с неожиданной стороны.
-- Скажите... -- звонк╕й голосок Оли заставил нас вс╒х вздрогнуть. Д╒вушка стояла, выпрямившись, среди сидящих подруг и смотр╒ла прямо в глаза комсомольцу. Лицо ея было бл╒дно и р╒шительно.
-- Скажите, -- опять повторила она среди мертваго молчан╕я. -- За что разстр╒ляли моего д╒душку?
Этот вопрос, видимо, огорошил политрука. Он удивленно поднял брови.
-- Д╒душку? Какого д╒душку?
-- Д╒душку, м═о═е═г═о ═д═╒═д═у═ш═к═у, -- с напряженной настойчивостью повторила бл╒дная Оля, не спуская блестящих глаз с комсомольца.
-- А кто он такой был? -- немного растерянно спросил он.
-- Д╒душка? Он полковником был...
-- Ага, -- торжествующе прервал ее юноша. -- Ага, полковник! Ясно, что нужно было разстр╒лять. Вот еще! Мы с офицерьем проклятым церемониться-то будем, что ли? Так и нужно было!
-- Да он старик, в отставк╒. Ему 90 л╒т уже было! -- р╒зко вскрикнул Боб. -- Кому он вреден был?
Политрук злобно оглянулся на боцмана.
-- Ну, так что? ЧК лучше вас знает, кто опасен, кто не опасен. Разстр╒ляли -- значит, за д╒ло! Т. Солоневич, -- повернулся он ко мн╒. -- Можете закрывать собран╕е. Мн╒ время больше н╒т. 62
Идя со мной к выходу, комсомолец н╒сколько раз с подозр╒н╕ем покосился на меня и потом сказал:
-- Странно, что у вас среди пролетарских скаутов есть д╒ти б╒логвардейцев, да еще разстр╒лянных.
-- А мы не ограничиваем пр╕ем в клуб и отряд какими-либо рамками. Бабушка ея работает портнихой, а сама она еще учится в школ╒. Скаут она у нас -- прим╒рный...
Комсомолец злобно усм╒хнулся.
-- Да, да, я вижу. У вас тут много "прим╒рных". Ну, пока. Еще увидимся и... поговорим о ваших прим╒рных...