"Секретные материалы"

на стыке кино и телевидения


Фильм, рубрика "Фильм месяца"


 Смычка кино и телевидения - такова, наверное, самая яркая отличительная черта проекта "Секретные материалы", сериала и фильма.

С самого начала созданный Крисом Картером сериал "Секретные материалы" окрестили "самым кинематографичным шоу на телевидении. И задолго до премьеры стало ясно, что фильм "Секретные материалы" станет продолжением тех традиций, которые прославили сериал на телевидении. Более того, фильм "Секретные материалы: поединок с будущим" с бюджетом $60 млн по сути станет сюжетным продолжением последних эпизодов пятого сезона, который закончился в США в мае 1998 года.


Конечно, телевизионные рамки будут раздвинуты. Но что принципиально нового может предложить зрителю киноверсия сериала? Да и можно ли чем-нибудь сегодня удивить зрителей, которые на протяжении пяти сезонов уже вдоволь насмотрелись чудес и ужасов?

Россияне имеют возможность наблюдать за перипетиями "Секретных материалов" по телеканалу RenTV, однако небольшой экскурс в историю не помешает.

В 1993 году Америка увидела первые серии "Секретных материалов", в которых агенты отдела паранормальных явлений ФБР Фокс Малдер (Дэвид Дуковни) и Дэна Скалли (Джиллиан Андерсон) пытаются разгадать тайну временного исчезновения нескольких человек. По возвращении никто из них не помнит, где он был, но зато у всех обнаруживаются странные болезни и "знаки похищения". Вскоре агенты находят труп явно инопланетного происхождения, который затем исчезает. Им также попадаются образцы инопланетных тканей, но улики погибают при пожаре, похожем на поджог... Зрителю дают понять, что за этими махинациями стоит анонимный босс, которого все называют Курильщик. У агентов нет доказательств, но они уверены: могущественные люди наверху не хотят, чтобы это дело выплыло наружу. Они продолжают расследовать различные паранормальные явления и, помимо в меру запутанных, но разрешимых дел, все чаще сталкиваются со странными и необъяснимыми с точки зрения обычной логики событиями.

Однажды агентам ФБР поручили расследовать обстоятельства исчезновения пилота сверхсекретного экспериментального самолета. Выяснилось, что это уже седьмой человек, пропавший на испытаниях. Малдер подозревает, что правительство тестирует аппарат, в котором применяется инопланетная технологическая основа. Пилот возвращается, но не помнит, что с ним произошло; да и сам Малдер странным образом "забывает", что видел необычный летательный аппарат над территорией базы. Однако загадочный осведомитель по прозвищу Глубокая Глотка, сообщает Малдеру, что "они" (он имеет в виду инопланетян) уже давно живут на Земле и занимаются странными опытами.

Малдер верит ему. Он считает, что инопланетяне похитили его сестру, когда он был маленьким. По наводке Глубокой Глотки он приезжает на место предположительного приземления НЛО и обнаруживает, что там проводится крупномасштабная военная операция. Ему удается встретиться с человеком, который, возможно, был похищен инопланетянами, а затем он увидит странное существо, появляющееся из летающей тарелки. Увы - его фотографии конфискованы властями, а самого Малдера арестовывают; пока он пытается освободиться, существо исчезает, и за этим явно стоит могущественный Курильщик.

Малдер едва не встречается с другим подобным существом, когда он со Скалли идет по следу самолета, сбитого над Ираком. Однако и здесь Малдер натыкается лишь на мертвое тело. А через некоторое время агенты обнаруживают странного человека, обладающего сверхчеловеческой выносливостью и зеленой кровью, вот тогда-то начинается игра по-крупному. Малдера похищают, его осведомителя убирают, и Скалли чудом удается "купить" жизнь Малдера - за это она должна отдать с таким трудом собранную информацию об инопланетянах.

Вскоре Скалли похищает псих, уверенный, что инопланетяне используют его для различных опытов. Позже Малдер обнаруживает свою напарницу в вашингтонском госпитале в бессознательном состоянии. Пока та выздоравливает, на Малдера обрушивается новое известие - его сестра жива! Он он быстро обнаруживает, что на самом деле девушка - клонированное существо, точная копия его сестры, выращенная искусственным путем.

Вопрос о клонировании вновь всплывает, когда Малдер сталкивается с несколькими внешне одинаковыми людьми, а потом встречается с неким блондином, способным, наподобие жидкого Терминатора, превращаться в разных людей. От руки инопланетного убийцы погибает фальшивая сестра, а Малдер знакомится с неким Смитом, также созданным путем клонирования, который сообщает ему о планах колонизации Земли гибридами людей и инопланетян. На Землю уже запущено некоторое количество людей-копий, которые должны внедрить инопланетные ДНК в генофонд человечества. Однако, по словам Смита, группа клонированных противится этому плану. Мятежников убирают с помощью особых стилетов, ибо единственный способ убить их - вонзить стилет в определенное место на шее.

Цели мятежной фракции клонированных остаются темными, однако Малдер узнает, что Смит и его коллеги собирали данные о генетических кодах миллионов американцев. К этому времени Малдер начинает сомневаться в том, что мать говорила ему правду об исчезновении сестры и что отец, который был вовлечен в некий таинственный "проект", был замешан в заговоре. В прошлом мать хорошо знала Курильщика, и сейчас она, разбитая параличом старуха, показывает, где в их доме хранится стилет для уничтожения клонированных. Отношения Курильщика и миссис Малдер двойственны: она относится к нему неприязненно, но он принимает активное участие в ее судьбе. Малдер пытается выяснить подробности у отца, но того неожиданно убивают. Малдер, однако, успевает получить наводку и едет в пустыню на юго-запад страны, где находится целый товарный вагон с телами инопланетян. Вездесущий Курильщик, прознав про это, приказывает разбомбить вагон вместе с Малдером, но тот успевает спастись. Круг сужается - наемные убийцы посланы, чтобы убить Скалли, но по ошибке они убивают ее сестру. Тем временем агентам удается найти архив с десятками тысяч медицинских досье и генетических шифров - в том числе и на сестру Малдера и на Дэну Скалли. Появляется предположение, что все это - чисто земные дела: американское правительство пытается создать новую расу - суперсолдат, устойчивых к радиации и прочим видам воздействия. А для прикрытия искусно выстраивается дымовая завеса - "сенсации" насчет инопланетных козней. Но затем Малдер и Скалли узнают, что в заговоре участвуют немецкие, японские и российские власти (для съемок российских эпизодов на съемочную площадку в Ванкувере потребовалось доставить 23 грузовика грязи - для аутентичности обстановки!)

Отправившись на поиски Тунгусского метеорита, Малдер узнает, что в Сибири ведутся какие-то эксперименты с каким-то черным биовеществом, которое способно проникать в человека и контролировать его действия. А что если это вещество контролирует из сибирской глуши весь заговор? Погибает помощник директора ФБР, который руководил работой Малдера и Скалли, но как водится в сериалах, у агентов появляется новый осведомитель - сотрудница ООН Марита Коваррубиас. Не исключено, впрочем, что она работает на Курильщика...

У создателя шоу Криса Картера был сложный год. Сначала он снимал фильм, в котором показывается исход событий, а потом - эпизоды пятого сезона, в которых демонстрировались начало и середина. На протяжении последнего полугода его не раз обвиняли в том, что шоу становится неровным, некоторые эпизоды кажутся надуманными и вымученными, а темп замедляется. В поисках свежих решений Картер привлек к сочинению сценариев отдельных эпизодов таких знаменитостей, как Стивен Кинг и Уильям Гибсон, но их идеи не очень удачно вписались в стиль и настроение шоу. В конечном итоге Картер почти полностью переписал сценарий, который сочинил Кинг для одной из серий. А сценарий для фильма он писал самолично, выкроив для этого пару недель на Рождество 1996 года.

Разумеется, сюжет был с самого начала засекречен почище любого документа ФБР. Однако в Интернете вскоре появились многочисленные версии сценария под самыми разными названиями - "Секретные материалы: Блэквуд", "Секретные материалы: фильм" и, наконец, "Секретные материалы: поединок с будущим". Осенью 1997 года журналист National Enquirer преподнес общенациональную сенсацию - подробно пересказал сюжет будущего фильма, поклявшись в его аутентичности, и пообещал читателям, что в фильме можно будет увидеть Дэвида Дуковни обнаженным.

Крис Картер уверяет, что все версии были подброшены им самим для дезинформации фанатов. "Я знал, что вокруг сюжета будет вестись напряженная информационная война, - говорит он. - Некоторые фанаты рассматривают это как особый вид спорта, они готовы подкупать членов съемочной группы, взламывать коды студии и моего личного компьютера. Но у меня в запасе много сюрпризов".

Разумеется, Картер взял подписку о неразглашении у всех членов съемочной группы. В интервью, которое давали накануне премьеры Андерсон и Дуковни, они дипломатично обходили стороной вопросы о том, что произойдет с их героями на большом экране. Единственное, в чем признался Дуковни: камера действительно запечатлела его голый зад, но актер не знает, войдет ли этот кадр в фильм. Достоверно известно следующее: в очередной раз будут задействованы летающие тарелки; по ходу действия герои попадут в Арктику (корреспонденты побывали в лос-анджелесском павильоне во время съемок этих "морозных" сцен); отношения между Малдером и Скалли станут теплее, нежели в сериале.

Перед режиссером Робом Бауманом стояла трудная задача. С одной стороны, нужно было снять фильм, который будет близок сериалу по стилю и духу. С другой - сделать боевик, который будет интересен не только фанатам сериала. Наверняка Картер учитывал, что фильм закупят за рубежом, в странах, где не видели последних серий и вообще всего сериала.

Боуман уверяет, что если даже человек вообще не видел ни одной серии "Секретных материалов", фильм будет ему интересен. Наверняка для этого нужно было как следует постараться. До сих пор Боуман работал только на ТВ - снимал сериалы "МакГайвер", "Звездный путь: следующее поколение", поставил более двадцати эпизодов "Секретных материалов". При бюджете в 60 миллионов долларов он наверняка сумел расширить рамки стандартного телевизионного действа и обеспечить обязательную норму погонь и взрывов.

Но наверняка и Картер, и Боуман понимают, что это не главное. Зрители пойдут на фильм не для того, чтобы посмотреть на чудеса пиротехники. Они придут, чтобы узнать: кто на самом деле родители Малдера? Что сделали похитители со Скалли, пока она была без сознания? Есть ли инопланетяне на самом деле или все это завеса, созданная для прикрытия махинаций земных правительств? Кто на самом деле стоит за расследованиями, которые проводят Малдер и Скалли? Намерены ли герои заниматься только НЛО и ли они наконец обратят внимание друг на друга?

Крис Картер уверяет, что фильм раскроет многие секреты сериала. Но не слишком ли опасно выдавать тайны, если впереди еще как минимум один телесезон? Не убьет ли он фильмом сериал? Создатель шоу считает, что риск в данном случае оправдан. "Ответив на некоторые глобальные вопросы, мы сможем вдохнуть в сериал новую жизнь, - уверяет он. - К началу шестого сезона герои многое поймут, многое сделают, многое увидят. У них появятся новые причины продолжать свое дело".

Туманно, но Картер отказывается сообщать что-либо конкретнее. Правда, Боуман однажды проговорился, что в фильме зрителей опять поводят за нос и оставят в неизвестности. "Мы не собираемся открывать все тайны, - говорил он в начале года. - Находя ответы на старые вопросы, ты обнаруживаешь новые загадки. Это как золотоискательство. Сначала песок, потом золото, потом снова песок, потом снова золото".

Вкратце же Боуман так изложил фабулу: "Малдер и Скалли проникнут в самый центр заговора. Они поймут весь план во всей полноте, узнают, кто и что в него входит и как этот план исполняется".

Многие считают, что ради этого стоит потратить восемь баксов на билет. Но не все одобряют погоню Картера за двумя зайцами. "Изменить успешный рецепт - самоубийство, - считает редактор журнала Science Fiction Magazine Скотт Эдельман. - Шоу держится на плаву только благодаря загадкам. Разрешите одну из них, и сериал погибнет".

Среди сомневающихся оказалась и Джиллиан Андерсон, играющая агента Скалли (впрочем, Скалли в жизни скептик, поэтому в этом нет ничего удивительного). "Я боюсь, что псевдонаучная тарабарщина, которую мы произносим по ТВ, покажется непривычному зрителю чепухой и глупостью, - признается Андерсон. - Мне бы не хотелось, чтобы зрители выходили с сеанса и спрашивали у друг друга: а что там, собственно говоря, произошло?"

Итак, с одной стороны, самый ожидаемы фильм года (как-никак, пять лет ожидания - приличный стаж); с другой - самая темная лошадка летнего сезона (множество факторов, которые невозможно просчитать заранее, ибо подобный проект на стыке кино и ТВ предпринимается впервые). Вряд ли кто-нибудь сомневается, что в первый уик-енд 19-21 июня у "Секретных материалов" будут рекордные кассовые сборы. Но что ждет Картера и компанию через неделю после премьеры, когда о фильме пойдет устная молва? Насколько упадут кассовые сборы - на 25%, 35% или на все 60%?

Роб Боуман говорит, что с точки зрения режиссуры фильм сделан безукоризненно. У него было много времени на постпродукцию - фильм снимали прошлым летом, во время перерыва между четвертым и пятым сезонами. Поэтому он мог девять месяцев заниматься спецэффектами, шлифовать монтаж и звуковое сопровождение.

"Обычно для меня режиссура - интимный процесс, - говорит Боуман. - Но в данном случае это была очень напряженная работа. Сроки поджимали, все смотрели на меня и ждали указаний. Но зато потом я самого уединиться в монтажной и снова работать в интимной обстановке".

Боуман дипломатично не упоминает о 16-часовых рабочих днях без выходных, о тяжелейших съемках и жестких сроках, о том, что вот уже год все члены съемочной группы работают без отпуска. Дэвид Дуковни, который в прошлом году женился, высказывается гораздо резче. "Я чувствую себя совершенно опустошенным, - говорит он. - Я уже пять лет живу в шкуре другого человека и каждый день вижу перед собой одни и те же лица. Я не имею ничего против этих людей, но я больше так не могу!"

Возможно, из-за усталости и перенапряжения Дуковни менее осторожен с прессой, чем остальные. Исполнитель роли агента Малдера охотно подтверждает, что в фильме он произносит нецензурные слова и что его отношения с партнершей значительно потеплеют. А что касается финала...

"Крис Картер убьет меня за то, что я вам рассказал, но в последней сцене Малдер и Скалли лежат в постели. Она читает "Мосты округа Мэдисон", он - "Укротителя лошадей". И оба рыдают. У меня комок к горлу подступает, когда я вспоминаю эту сцену. А потом они вдруг поворачиваются друг к другу - и все. Затемнение".

Будем надеяться, что это шутка.

(Фильм, №15, 1998 г.)




Назад к странице публикаций

Назад к главной странице

1